2023 год Указом Президента России Владимира Путинаобъявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации сообщество педагогов – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
Нормативно-правовые актыфедерального уровня:
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»(смотреть...).
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, 2021 г.(смотреть...).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273 «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях(смотреть...).
Нормативно-правовые актырегионального уровня:
Приказ Министерства образования науки и молодежной политики Нижегородской области "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования" (смотреть...).
Локальные акты ДОУ:
Положение о наставничестве в МБДОУ Беласовском детском саду (смотреть...).
Положение о системе оплаты труда работников (смотреть...).
Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда организации (смотреть...).
План работы по наставничеству на 2023-24 учебный год(смотреть...).
Карты оценки эффективности методической работы в детском саду (смотреть...).
Приказ "Об организации наставничества в ДОУ в 2023-2024 учебном году" (смотреть...).
Приказ «Об утверждении Положения о ситстеме оплаты труда, Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда" (смотреть...).
В гармонии с возрастом
Летят года, за ними не угнаться —
Спешат часы, сменяя день за днём...
Но знаем, не устанем удивляться
Тем временем, что осенью зовём.
Всё в нём высоко, мудро и прекрасно:
И золото листвы, и снега чистота.
В нём мудрость зрелых лет окликнет вдруг внезапно,
В лукавых зеркалах светлеет седина...
Октябрь — дождливый месяц в ожиданье снега
Итог труда, любви, веселых летних дней
В, знак преклоненья перед жизнью человека
Нам дарит праздник пожилых людей!
В нашем детском саду прошел концерт, посвященный Дню пожилого человека "В гармонии с возрастом". На праздник были приглашены ветераны отработавшие в учреждении много лет. Дети с радостью и любовью выступали перед ними. Их выступления отличаются добротой, лаской, мягкостью и любовью. Такие встречи воспитывают в детях нравственные черты характера: толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к старшему поколению, формируют и развивают духовно-нравственную личность, эмоциональную отзывчивость.
Праздник прошёл в доброжелательной и радостной атмосфере. Все педагоги-наставники поделились своим жизненным и педагогическим опытом с молодыми специалистами. В завершении концерта воспитанники подарили всем открытки, сделанные своими руками.
В рамках года "Педагога и наставника" педагоги детского сада приняли участие в дистанционном конкурсе видеороликов профориентационной направленности «Я – воспитатель и этим горжусь!»
«Если вы удачно выберете труд и
вложите в него свою душу,
то счастье само отыщет вас».
К.Д. Ушинский
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в современном обществе. Воспитатель – не просто профессия. Это призвание, способность хотеть и уметь снова и снова проживать детские эмоции с каждым ребенком и его семьей. Умение открывать вместе с ребенком тайны этого мира: мира природы и человеческих отношений. Я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты, закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Всю свою энергию я направляю на создание вокруг каждого ребенка атмосферы любви и взаимопонимания, так как убеждена, что только это способствует раскрытию индивидуальности. С огромным интересом я постоянно изучаю новые технологии в сфере образования, интересуюсь современными приемами и нетрадиционными техниками, все новое интересно для меня, это помогает мне зажечь искру интереса в глазах своих воспитанников к познанию, творчеству, осознанию радости общения.
С гордостью могу сказать: «Я – педагог, я – воспитатель». Моя награда – это счастливые улыбки малышей, их доверие, признание и любовь Я воспитатель и этим горжусь!
Одна профессия на четверых
Нынешний год проходит под девизом наставничества и педагогики, и значит, самое время поговорить о династиях, поскольку какую бы профессию династия не представляла, а без наставников и педагогов в ней не обойтись. Семья Зои Николаевны Челноковой из Беласовки подходит к этой теме по всем статьям. Четыре поколения наставников и педагогов представляют эту династию, и о каждом можно написать настоящий роман. Началось всё с Анастасии Ивановны Щукиной, которая учила ребятишек читать и писать в Борской школе. Племянница Зоя из деревни Рубцы любила приезжать в гости к своей тёте Насте. Бор казался ей огромным городом по сравнению со своей деревней, а тётя была для девочки настоящим кумиром во всём. Юная Зоя прислушивалась к каждому её слову, впитывала, как губка, все советы, запоминала рассказы о тётиных учениках, смеялась над их проделками, затаив дыхание, следила, как та проверяет тетрадки и какие замечания пишет в них. А потом уезжала домой и все полученные педагогические уроки демонстрировала на куклах и на соседских ребятишках. А иногда и родителям устраивала экзамены, говоря строгим голосом: «А тётя Настя вот так сказала». Так что вопрос выбора профессии к окончанию школы перед Зоей не стоял – только в учителя. Поступила Зоя в Арзамасский педагогический институт, а окончила его, как полагается, Зоей Николаевной. Десять лет работала Зоя Николаевна в Кирилловской малокомплектной школе, а когда её закрыли, перевелась в Беласовскую, которая и стала для неё по-настоящему родной. А она сама, теперь уже заслуженный учитель России, проработав в школе без малого полвека, стала родной сотням ребятишек, которых научила читать, писать, считать, а главное, дала им всем путёвку во взрослую жизнь. Такую же путёвку она дала и своей дочери Гале. Галя помнит, как они жили в школе, как она просыпалась по утрам и слышала за стеной добрый, но строгий голос своей мамы, обращённый к ученикам. И маленькая девчонка немедленно бежала туда, в класс, садилась на заднюю парту и становилась настоящей ученицей. - Да, я родилась в школе, – шутит Галина Владимировна, – мы жили в одной половине, а в другой дети учились. Я очень любила 1 сентября, этот день всегда был нашим семейным праздником. Мне так нравилось, когда мама собиралась в школу в этот день! Она всегда была для меня самой красивой, а уж в этот день – особенно. Мама костюм готовила, блузку гладила, аккуратно всё развешивала, и я тоже просила надеть на меня новое платье. И так мне хотелось побыстрее надеть форму! Потому, наверное, меня и записали в школу в шесть лет. А чего дома-то сидеть, – решили родители, – дочь уже читать и писать умеет, пусть идёт в первый класс. Тем более что в садик я не ходила. И пошла Галя в школу, хотя и ходить-то никуда не надо было, вот она – школа, за стенкой. Так что почти ничего не изменилось для неё в жизни, к тому же и учительница – мама. - Всё-таки изменилось, – возражает Галина Владимировна, – мама мне заранее внушила, что в классе она не мама, а учительница, и называть её нужно по имени-отчеству, и слушаться, и перед другими учениками не хвалиться. А ещё надо было уроки делать, дисциплину не нарушать, и уже приходить в класс не когда захочу, а строго по расписанию. Сначала было трудно, а потом привыкла. На занятиях я, конечно, не пользовалась положением, что мама учительница, но всё-таки учиться мне было легче, – мама-то всегда рядом, подскажет, исправит. Да с ней и не забалуешь, она не только у учеников пользовалась уважением, мы с братом тоже беспрекословно её слушались. Я иногда думала, как у неё терпения хватает с учениками. Кто-то из мальчишек расхулиганится, начнёт так отвечать! Я бы, кажется, так и дала ему в лоб, а мама даже голоса не повысит – улыбнётся, объяснит понятным языком, что хорошо, а что плохо, и конфликт улажен. Она на уроке даже не присядет ни разу, чуть не танцует перед учениками, когда что-то объясняет. Да она и дома такой же была – никогда не ругалась, не кричала, но стоит ей сказать: «Дочь, сегодня идём картошку перебирать в подвале», – и у меня даже мысли не возникнет отказаться или что-то ответить, хотя у самой уже намечено более интересное дело. Идём и перебираем. Потом семья Челноковых переехала в Беласовку – квартиру дали, школы за стеной уже не было. Но в общем мало что изменилось, разве что после третьего класса пришлось Гале привыкать к другим учителям. - Мне было не трудно, – признаётся Галина Владимировна, – подготовка хорошая, а что такое уважение к учителям я, наверное, с молоком матери впитала. Мы вообще другими были, это у современных деток главные аргументы: «Я так хочу, мне вот так надо», и попробуй возрази. Я в педагогике 35 лет и уже могу провести анализ, как меняются поколения детей, что, кстати, вполне объяснимо и не всегда плохо. Времена меняются, мы меняемся, а дети не меняются – они уже приходят в этот мир другими, новыми, и ничего плохого нет в том, что мы подстраиваемся и под времена, и под наших детей. Кстати, это очень интересно, с каждым новым поколением ощущать себя по-разному. В этом, наверное, главная суть нашей профессии. Похоже, для Галины, как и для её мамы когда-то, тоже не было альтернативы перед выбором профессии. - Не могу сказать, что прямо вот мечтала стать педагогом, – размышляет Галина Владимировна, – просто я же не видела ничего другого, кроме маминых уроков, вечных стопок тетрадей, походов с учениками, всей этой школьной жизни. Может, я по линии наименьшего сопротивления пошла, когда не стала ничего выбирать и, может, могла бы найти себя в чём-то другом. Но нет, не могла, теперь уж я это точно знаю. Но был момент, когда я чуть не бросила всю эту педагогику. После школы я подала документы в пединститут, но, увы, не прошла. Расстроилась, конечно, но делать-то надо было что-то. И тут как раз в вечерней школе открылся педкласс, я туда и отдала документы. Окончила, устроилась на работу в Беласовский детский сад. Волновалась очень перед первым рабочим днём, а мама меня успокаивала, советы давала. Вроде бы, всё получалось, но чего-то как будто не хватало. А не хватало молодому воспитателю Галине Владимировне образования – так она сама призналась. В пединститут снова она не решилась поступать, подумала: а вдруг педагогика – это вовсе не её? Получится, что будет занято чьё-то место. - Да, я в отличие от мамы и от своей дочки не очень целеустремлённая. Уж они если что-то начали, то обязательно добьются своего и будут продолжать совершенствоваться. А я снова решила выбрать, что попроще, поближе, поудобнее, и поступила в Ильино-Заборский техникум на бухгалтера. В сентябре начала учиться, а в октябре уже точно поняла, что вот оно, самое настоящее не моё. Дебет, кредит, цифры… Для меня – скука смертная. Нет, лучше уж я к своим детям вернусь. Так обычно и получается: хочешь понять, что тебе надо, – попробуй разные варианты. Вариант с педагогикой стал для Галины Владимировны единственно верным, она доказала это за 35 лет своей работы с детьми. - Мама никогда не настаивала, не навязывала своего мнения, но когда я стала сомневаться в себе, в своём выборе, она спокойно сказала: «Дочь, посиди и подумай, где бы ты ещё видела себя, на каком месте, в какой профессии. Всё взвесь и тогда решай». Я взвесила и решила. Десять лет отработала в детском саду, и снова захотелось что-то поменять. Тогда мама взяла меня под своё крыло, стала я работать её ассистентом в школе, окончив курсы переподготовки. Ещё десять лет прошло, и снова потянуло к малышам. Галина Владимировна, похоже, немного лукавит, когда говорит, что нет у неё маминой целеустремлённости. Свои профессиональные навыки она постоянно оттачивает: окончила педагогический колледж, получила высшую квалификацию педагога, благодарственные и почётные грамоты уже некуда складывать. А главное, она заслужила уважение и любовь своих земляков. Бывшие воспитанники до сих пор и звонят, и в гости приходят. А нынешние ребятишки, встретив на улице, бегут навстречу, как к маме, хотя только что расстались. Но лучшая оценка для Галины Владимировны и как для педагога, и как для мамы, – это, конечно же, её дочь, её Алёнка. - Дочка у нас замечательная, – улыбается Галина Владимировна. – И, вроде бы, не применяла я к ней никаких педагогических методов и стандартов, просто мы все очень любим её, а это, я уверена, лучший способ воспитания, потому что, когда любишь, ни за что не причинишь вреда, не посоветуешь плохого, будешь прислушиваться к мнению любимого человека, и в результате обязательно будет личность. Повезло дочке Алёне, повезло всем ребятишкам, которых воспитывала и воспитывает Галина Владимировна, потому что и к ним ко всем она не применяет выдуманных стандартов, навязанных условностей и показной любви. У неё свои, беспроигрышные стандарты: простота в отношениях, настоящая доброта и настоящая любовь. А с этими составляющими у каждого маленького человека есть реальная возможность стать человеком с большой буквы.
- Я очень люблю свою работу, – признаётся Галина Владимировна, – да и не работа это вовсе, это моя жизнь. Как раньше, когда в школе жила, абсолютно никаких различий между семьёй, домом и работой. Правда, не пришлось мне, как в детстве, через стенку на работу бегать. Коля, мой муж, жил в посёлке Керженец, туда мы и переехали после свадьбы. Пять лет мы с ним дружили, в армию проводила, даже ездила к нему разок в Одессу. А после армии свадьбу сыграли. Жили с его родителями в доме, дочка у нас родилась. Вот и приходилось бегать в Беласовку через поле: когда пешком, а как только снег растает – на велосипеде ездила, и Алёнку с собой. А когда дочь в десятом классе училась – погиб наш папа, несчастный случай. Трудно было очень, не знаю, как и справилась с бедой. В доме без мужчины плохо; отец, конечно, помогал, да и бросать хозяйство было жалко, ведь семнадцать лет в посёлке прожили. Но всё же решилась, купила квартиру в Беласовке и теперь думаю: чего так долго тянула? И стали мы жить рядышком с мамой, так хорошо нам. Я до сих пор себя девочкой чувствую, когда мы вместе. Без маминого совета и сейчас было бы плохо. Алёна тоже к бабушке прислушивается – она очень похожа на неё, кажется, все лучшие черты от неё взяла. Постоянно учится наша Алёна, что-то ищет, находит, пробует, добивается своего. И добилась немало. Она тоже в педагогику пошла, только уже с психологическим уклоном, логопедией увлеклась, с отличием окончила университет. С работой, правда, было трудновато, везде с опытом требуются. И тоже, как я когда-то, стала сомневаться дочь в своём выборе. А потом устроилась на работу в детский сад со специальным уклоном, где воспитываются дети-аутисты, и так увлеклась! Живёт дочь в Нижнем Новгороде, замуж вышла, уже двое деток у неё, но без профессии не может, постоянно в интернете что-то ищет. Сейчас мечтает заняться логопедией онлайн, пока на работу нет возможности выйти – младшенькому-то Мишеньке ещё годика нет. Старшему Ванечке уже шесть лет, взрослый парень, помощник. Они очень любят к нам в гости приезжать. Зять у меня замечательный, во всём помогает. Они всё стараются быт мой осовременить: «Тебе, мама, вот это надо приобрести, и вот это, чтобы удобно было, комфортно. Да и вообще надо бы тебе куда-то съездить отдохнуть». Только вот ведь беда – не умею я отдыхать-то, да и не люблю. В школьные годы поездила по городам, по путёвкам, а чтобы в санаторий или на море съездить, то этого нет. Каждый раз что-то останавливает: то дочка маленькая, то мама старенькая. А, может, потому я отдыхать не умею, что от работы своей не устаю. Мне очень хорошо дома. Хозяйства большого у меня нет, в огороде только самое необходимое выращиваю. Готовить тоже не очень люблю, да и для кого готовить-то, разве только для детей, когда в гости приедут, тогда в доме праздник. Так что для меня до сих пор мамочка готовит, я каждый вечер, как иду с работы, обязательно к ней захожу, вместе ужинаем, всё обсудим. Если вдруг тяжко на душе, она всегда найдёт нужные слова, чтобы успокоить. А потом домой иду, потому что у каждой женщины обязательно должен быть свой дом. Как бы хорошо не было с мамой, но своё пространство нужно иметь. Я в своём пространстве и мелодраму какую-нибудь могу посмотреть – в них всегда всё хорошо заканчивается. Над своей вдовьей судьбой всплакну, а потом выдохну, позвоню подруге, соберёмся, молодость вспомним, посмеёмся. А то так сяду на велосипед да и махну куда-нибудь на простор. Еду по деревне, кручу педали, а встречные ребятишки кричат: «Здравствуйте, Галина Владимировна». Тут уж от грустных мыслей и следа не остаётся.